Минобрнауки планирует внести изменения в правила набора на целевые места
В ближайшем будущем ожидаются важные изменения в системе целевого обучения в российских вузах. Министерство науки и высшего образования разрабатывает новые правила приема, которые могут существенно повлиять на распределение бюджетных мест среди абитуриентов. Планируется ввести второй этап целевого набора после завершения основной приемной кампании, что даст дополнительные шансы поступающим.
Сегодня значительная часть квоты для целевиков остается невостребованной, и эти места обычно переходят в общий конкурс. Новая инициатива Минобрнауки направлена на более эффективное использование целевых мест и предоставление дополнительных возможностей абитуриентам, не прошедшим по общему конкурсу.
Целевое обучение предполагает заключение специального договора между студентом, вузом и будущим работодателем. После получения диплома выпускники обязуются отработать от трех до пяти лет на предприятии-партнере. Это взаимовыгодное соглашение: студенты получают гарантированное трудоустройство, а работодатели — молодых специалистов, подготовленных под конкретные нужды организации.
Важно отметить, что обучение целевиков финансируется за счет федерального бюджета, что делает эту форму образования привлекательной для многих абитуриентов. При этом работодатели обязуются обеспечивать социальную поддержку студентам, включая выплату стипендий или помощь с жильем.
Процесс распределения целевых мест тщательно планируется правительством с учетом прогнозов потребности в кадрах и запросов от вузов. Работодатели публикуют информацию о доступных местах на платформе «Работа в России», а абитуриенты подают заявления на интересующие их позиции.
Новый подход, предлагаемый Минобрнауки, позволит переносить незаполненные целевые места на этап дополнительного набора. Это фактически создаст второй целевой набор в рамках одной приемной кампании, давая шанс тем абитуриентам, которые не смогли поступить на бюджет в основном конкурсе.
Хотя точные цифры пока не подсчитаны, можно предположить, что нововведение может затронуть значительное количество бюджетных мест. Например, в 2024 году под целевое обучение было выделено 145 тысяч мест, но заполнилось лишь около трети из них. Остальные места сейчас переходят в общий конкурс, но в будущем они могут быть сохранены для дополнительного целевого набора.
Представители Минобрнауки отмечают, что инициатива о переносе незаполненных мест была предложена работодателями. Это решение призвано дать дополнительные шансы абитуриентам, которые не прошли на бюджет в первом этапе зачисления, еще раз оценить свои возможности и побороться за целевое место.
Интересно, что заполняемость целевых мест сильно варьируется в зависимости от вуза и направления обучения. Например, в медицинских университетах целевые места пользуются большим спросом, в то время как в технических вузах ситуация может быть иной. Эксперты из различных университетов подчеркивают, что привлекательность целевого обучения во многом зависит от условий, предлагаемых работодателями.
Для повышения популярности целевого обучения специалисты рекомендуют работодателям создавать более привлекательные условия для студентов. Это могут быть высокие стипендии, возможности дополнительного обучения, наставничество от топ-менеджмента и оплачиваемые практики. Также важно повышать престиж профессий и улучшать условия труда в тех отраслях, где планируется трудоустройство выпускников.
Представители вузов в целом положительно оценивают предлагаемые изменения. Хотя это может несколько усложнить работу приемных комиссий, новый подход даст абитуриентам больше времени на изучение целевых предложений и принятие взвешенного решения. Кроме того, эксперты считают необходимым более активно информировать поступающих о возможностях и перспективах целевого обучения.
Параллельно с изменениями в системе целевого обучения в бакалавриате и специалитете, развивается идея создания производственной аспирантуры. Эта инициатива направлена на усиление связи между научными исследованиями и реальным сектором экономики.
Производственная аспирантура предполагает более тесное взаимодействие между научной организацией и предприятием-партнером. Темы исследований будут формироваться на основе актуальных прикладных задач конкретных предприятий, а работодатели будут активно участвовать в создании программ обучения и предоставлять производственные мощности для проведения исследований.
Особенностью такой аспирантуры станет наличие двух научных руководителей у каждого аспиранта: преподавателя из вуза и консультанта от предприятия. Также рассматривается возможность создания объединенных диссертационных советов с участием представителей компаний-партнеров.
Для участия в проекте производственной аспирантуры вузы должны будут соответствовать определенным критериям, включая право на собственные образовательные стандарты и высокий процент защит диссертаций в срок. Предприятия, в свою очередь, должны будут разработать систему материальных стимулов для аспирантов и их научных руководителей.
Инициатива по созданию производственной аспирантуры уже получила поддержку крупных промышленных корпораций. Ожидается, что пилотный запуск программы может состояться уже в 2025 году на базе предприятий, входящих в структуру крупных государственных корпораций.
Эти нововведения в системе высшего образования и науки направлены на повышение эффективности подготовки кадров и укрепление связей между образовательными учреждениями и реальным сектором экономики. Ожидается, что они будут способствовать более качественной подготовке специалистов и их успешному трудоустройству после окончания обучения.
Источник:www.kommersant.ru