Никита Мартюшев о прорыве НГТУ и ТПУ в долговечности аккумуляторов электробусов

Никита Мартюшев о прорыве НГТУ и ТПУ в долговечности аккумуляторов электробусов-0
Фото: naked-science.ru

Ученые разработали инновационную имитационную модель, детально описывающую тепловые и электрические процессы в аккумуляторных батареях при различных условиях эксплуатации. Методика включала комплексные этапы: полевые испытания транспорта, сбор и анализ данных, создание и валидацию математической модели деградации батарей.

Гибридная модель для реальных условий

«Наша разработка объединяет физико-химическое моделирование, статистику и нейросети. Ее ключевое преимущество — адаптация к конкретным маршрутам электробусов с учетом климата, режимов зарядки и глубины разряда. Это позволяет в реальном времени оптимизировать работу аккумулятора», — пояснил Никита Мартюшев, доцент Инженерной школы информационных технологий и робототехники.

Масштабные испытания на дорогах

Исследование началось с полномасштабных испытаний электробуса на городских и пригородных линиях. Было выполнено девять заездов, охвативших разные дорожные условия и интенсивность движения. Транспорт работал с частичной и полной загрузкой, развивая скорость до 70 км/ч с обязательными остановками для пассажиров.

Комплексный мониторинг параметров

В ходе экспериментов фиксировались ключевые показатели: уровень заряда батареи, крутящий момент электродвигателей, их температура и частота вращения, температура инверторов, напряжение батареи.

Моделирование деградации и тяговых систем

«На основе данных создана обобщенная схема тягового электрооборудования. Модель включает расчет глубины заряда, симуляцию работы тяговой системы и батареи, оценку тяговых усилий двигателей, — подчеркнул Никита Мартюшев. — Для анализа старения составлена система уравнений, учитывающая влияние температуры, уровня заряда и токов на потерю емкости».

Оптимальные условия и решения

Результаты выявили сильное влияние температуры: рост на 15°C сокращает ресурс на 30%, а при 43°C срок службы падает вдвое. Токовый режим также критичен: зарядка/разрядка вдвое быстрее нормы снижает ресурс на 30%, вчетверо быстрее — на 47%. Оптимальные условия: заряд 25-65% и температура 20-30°C.

Моделирование подтвердило, что промежуточные зарядные станции на маршрутах эффективно контролируют тепловой режим и значительно замедляют деградацию.

Перспективы развития технологии

«В будущем важно создавать более точные модели, учитывающие распределение температуры внутри батареи и особенности разных типов элементов. Перспективно использование телематики и цифровых двойников для адаптивного управления. Также необходимо учитывать случайность условий эксплуатации и строить вероятностные модели для точного прогноза ресурса в автопарках», — отметил Никита Мартюшев.

В работе участвовали специалисты Инженерной школы информационных технологий и робототехники, Инженерной школы новых производственных технологий, Юргинского технологического института (филиал ТПУ), НГТУ.

Источник: naked-science.ru

Популярные новости