
В стенах Московского государственного университета завершился один из самых ярких и необычных проектов последних лет — команда антропологов воссоздала внешний облик древней мумии, которую ученые условно называют «мумией жреца». Этот уникальный научный и художественный эксперимент позволил не только расширить наши знания об эпохе Нового царства, но и сделать культуру Древнего Египта еще ближе и понятнее современному зрителю. К работе над проектом были привлечены лучшие специалисты университета, в числе которых Анна Рассказова, Александр Бабухин и эксперт по антропологии Дмитрий Анучин.
Артефакт с историей: путь мумии жреца в МГУ
Удивительная мумия попала в Москву еще в XIX веке благодаря профессору Александру Бабухину, отправившемуся в экспедицию в Луксор в 1877 году. Поражённый обилием древних реликвий, он приобрёл мумию специально для пополнения коллекции Музея антропологии. Позже этот бесценный экспонат был передан Дмитрию Анучину, ставшему одним из основателей российского антропологического сообщества и вдохновителем развития музея.
Только спустя полтора столетия специалисты МГУ приступили к глубокому междисциплинарному изучению мумии, задействовав передовые методы антропологии, радиоуглеродного анализа и современных технологий реставрации. Благодаря этому удалось не только определить возраст египетского жреца (примерно 3080 лет), но и раскрыть особенности мумификации, традиции захоронения и даже химический состав бальзамирующих компонентов.
Тонкости древней техники и достижения современной науки
Современные лабораторные методы позволили детально рассмотреть и описать процесс создания и сохранения мумии. Радионуклидное датирование отнесло находку к периоду между XVIII и первой половиной XIX династии Нового царства. При помощи хроматографических исследований были выявлены уникальные компоненты составов для мумификации: в качестве одного из ингредиентов фигурировала сосновая смола, что подтверждается и пыльцевым анализом. Сохранившиеся на мумии ткани дали представление об особенностях древнего ткачества и ритуального облачения.
Особую ценность имеют итоги исследования для последующего воссоздания исторического образа — ведь каждый этап, от изучения морфологии костных останков до анализа текстиля и смол, помогал формировать научно обоснованную реконструкцию.
От черепа к живому лицу: этапы реконструкции
Ключевым шагом на пути возрождения облика древнего египтянина стала работа с помощью высокоточных методов КТ-сканирования. С полученных данных на 3D-принтере была напечатана точная модель черепа, которая служила базовой структурой для дальнейшего наращивания анатомических слоёв. Отдельным этапом стало формирование мимических и жевательных мышц, а также воспроизведение мягких тканей лица и ушных раковин.
В мастерской Анны Рассказовой создавалась скульптурная реконструкция — сначала из пластилина, чтобы можно было детально проработать малейшие нюансы и выразительные особенности лица. Постепенно добавлялась текстура кожи, оформлялись губы и нос, а также принимались во внимание все морфологические особенности, выявленные при изначальном антропологическом анализе.
Современные материалы для настоящего чуда
Как рассказала Анна Рассказова, в мировой музейной практике всё большую ценность приобретают именно те уникальные гиперреалистичные скульптуры, которые изготавливаются вручную. Такой подход гарантирует максимальную выразительность и вызывает глубокий отклик у зрителей. Особое внимание уделялось материалам: для передачи естественной мимики и пластики лица был выбран специальный двухкомпонентный силикон — он идеально повторяет мягкие ткани, а его обработка позволяет добиться потрясающей живописности.
Готовая пластилиновая модель тщательно копировалась при помощи разъемных форм — отливок-моделей, которые затем отливались с использованием силикона, а после были художественно доработаны: послойно накладывались полупрозрачные пигменты для имитации цвета и структуры кожи, добавлялись ресницы, брови и вставлялись гиперреалистичные протезы глаз. Голову устанавливали на специальный бюст, что придало работе завершённый музейный вид.
Новый уровень музейного искусства
Получившаяся скульптура — не просто экспонат, а визуальное окно в далёкое прошлое. Она стала уникальным синтезом науки и искусства, объектом восхищения для посетителей музея и новой ступенью в осмыслении истории. Такой подход к музеефикации результатов научных исследований открывает новые грани обучающего, просветительского и эстетического воздействия, расширяя границы традиционной музейной экспозиции.
Команда МГУ продолжает развивать междисциплинарные исследования, делая свои наработки доступными широкой аудитории и формируя преемственность важнейших культурных и научных традиций. Благодаря объединению усилий Анны Рассказовой, Александра Бабухина и целого коллектива талантливых исследователей, историческое наследие становится осязаемым и вдохновляющим для каждого.
Сохранение ценнейшего наследия
Расширение границ научных исследований и использование самых современных технологий позволяет сохранять и переосмысливать важнейшее культурное наследие цивилизаций прошлого. Проект был реализован в рамках крупного гранта МГУ, направленного на изучение истории, антропологии и этнологии северо-восточной Африки с учётом экологических изменений, а также в рамках работы научно-образовательной школы МГУ по сохранению мирового историко-культурного наследия.
Сегодня гиперреалистичная реконструкция мумии жреца — это не просто красивая научная работа, а символ уважения к многовековой истории, заинтересованности в образовании и надежды на дальнейшие открытия. Благодаря таким проектам МГУ укрепляет позиции ведущего центра исследований в области антропологии, археологии и сохранения наследия народов мира.
Информация и иллюстрации предоставлены пресс-службой МГУ.
Источник: scientificrussia.ru





