Создание безопасной школьной среды

Под страхом наказания буллинг в школе не исчезнет

Наталья Волкова
Фото: kommersant.ru

Безопасность детей в школьной среде становится все более актуальной темой для обсуждения. В Русфонд регулярно поступают обращения от семей, чьи дети с особенностями развития сталкиваются с буллингом. Значительным шагом вперед стало рассмотрение 23 января в Общественной палате РФ законопроекта о противодействии школьной травле, разработанного комитетом Государственной думы по молодежной политике. Предложенные изменения в Федеральный закон No120-ФЗ от 24 июня 1999 года открывают новые возможности для защиты детей, хотя и требуют существенной доработки.

Масштаб проблемы буллинга подтверждается исследованием Общественной палаты 2021 года. Результаты опроса 10 тысяч школьников показали, что каждый третий ребенок испытывает дискомфорт и небезопасность в школьной среде. Многочисленные случаи травли, освещаемые в медиа и социальных сетях, подтверждают эту статистику. Важным достижением нового законопроекта является юридическое определение травли как систематического действия, причиняющего физический и психологический ущерб.

Законопроект возлагает на педагогов ответственность за выявление признаков буллинга и информирование комиссии по делам несовершеннолетних. Однако возникает ряд важных вопросов: достаточно ли у учителей компетенций для правовой оценки ситуации? Как избежать ошибочных решений? Существует риск замалчивания проблемы из-за заботы о репутации школы. Особенно сложны случаи, когда источником буллинга становится сам педагог. При этом серьезные проявления травли уже подпадают под существующие нормы уголовного и административного права.

Эффективное решение проблемы требует комплексного подхода, выходящего за рамки запретительных мер. Необходима развитая система профилактики и поддержки всех участников процесса, включая работу с инициаторами травли. Этот подход успешно реализует красноярский Кризисный центр «Верба» под руководством Натальи Пальчик.

Программа «Антибуллинговая команда», созданная специалистами центра, появилась в ответ на участившиеся случаи деструктивного поведения школьников. За последние два года команда успешно работала в шести школах, применяя комплексный подход к взаимодействию с учениками, родителями и педагогами. Инициатива «Дружелюбная школа» помогает выявлять и поощрять учебные заведения, создающие безопасную среду для детей.

«Ключ к созданию психологически комфортной атмосферы – внимательное отношение педагогов к потребностям детей и родителей», – подчеркивает Наталья Пальчик. «Важно не отмахиваться от проблем, не обвинять жертву, а создавать доступные службы поддержки для всех участников конфликта, включая инициаторов травли».

Существенную роль играет профессиональная психологическая служба, способная не только поддерживать учеников, но и помогать педагогам справляться с профессиональным выгоранием.

Решение проблемы буллинга требует внимания к семейной среде, где часто формируются модели агрессивного поведения. Опыт домашнего насилия может серьезно повлиять на психику ребенка, формируя склонность к агрессии или виктимному поведению.

«Мы разработали специальную программу для родителей, сталкивающихся с трудностями в воспитании. Часто агрессивное поведение связано с недостатком родительских навыков. При желании изменить ситуацию, родители могут научиться конструктивному общению с детьми», – делится опытом Наталья Пальчик.

Источник: www.kommersant.ru

Популярные новости