В рамках исследования, проведённого в ТюмГУ при поддержке компаний-партнеров «Ин Нова» и Западно-Сибирского научно-образовательного центра, были изучены аспекты, которые помогают студентам эффективно общаться и взаимодействовать в рамках совместной работы. В исследовании, курируемом аспирантом Аленой Лукьяненко, приняли участие более 1100 студентов-первокурсников различных направлений. Анализ их ответов позволил выявить, как формируются команды из ранее незнакомых людей и какие условия способствуют их сплочённости, а также успешному выполнению общих задач.
Новое понимание групповой динамики в студенческой среде
Результаты масштабного опроса показали: для создания рабочей команды чрезвычайно важными оказываются наличие общей цели, совпадающие ценности и понимание проблемы, которая требует совместного решения. Это помогает студентам, даже если они не были знакомы раньше, быстро находить общий язык и организовывать продуктивную коммуникацию.
Интересно, что особенности группового взаимодействия заметно отличаются в зависимости от гендера. Для девушек важнейшим условием эффективной совместной работы становятся доверительные личные отношения между участниками: поддержка, взаимопонимание, теплые эмоциональные связи. Юноши же, напротив, склонны фокусироваться на практическом результате, для них принципиальна возможность проявить свой личный вклад и быть замеченными коллективом.
Взгляд исследователей: психология и прикладные решения
«Мы выяснили, какие факторы повышают эффективность работы коллективов и способствуют достижению успеха, — рассказывает Алена Лукьяненко, аспирант департамента психологии и дефектологии ТюмГУ. — Основную роль играют разнообразие опыта участников и разных инструментов для достижения одной цели. Ключевую роль играет и половая принадлежность: женские коллективы активнее выстраивают эмоциональные и личные связи, для мужчин достаточно создать благоприятную психологическую атмосферу, чтобы группа функционировала хорошо».
По словам исследователей, для девушек особенно важно наличие общительных, открытых и дружелюбных людей в группе, ведь именно такие качества способствуют установлению доверия и комфортного микроклимата. Для молодых людей эти черты оказываются менее значимыми — их мотивация заключается, прежде всего, в достижении поставленной цели и оценке личных результатов.
Обобщенные данные и семантическое богатство ответов
Команда Алены Лукьяненко проанализировала более трех тысяч смысловых единиц, обнаруженных в ответах студентов. Эти данные были объединены в 48 семантических групп, среди которых выделялись категории «компетенции», «настрой», «идеи», «юмор», «желание» и другие. Например, категория «легкость» отражала как позитивность эмоционального фона, так и соответствие уровня задачи возможностям студентов. Если работа представляется не слишком сложной, у коллектива появляется больше шансов для дружеского общения и разностороннего взаимодействия. В такие моменты атмосфера в группе становится непринужденной и поддерживающей.
Практическое применение результатов для проектов и городских сообществ
Полученные в ходе исследования выводы уже находят применение в ряде инновационных проектов, над которыми совместно работают специалисты из ТюмГУ, Тюменского медицинского университета и ТИУ при специализированной поддержке «Ин Нова» и Западно-Сибирского научно-образовательного центра. В частности, эти наработки используются в развитии инициативы «Телереанимация», направленной на совершенствование медицинской коммуникации и обмена опытом.
Исследователи уверены, что их выводы будут полезны не только в образовательной среде, но и при формировании городских сообществ. «Когда людям предоставляют удобные инструменты для совместного участия в проектах, возрастает вовлечённость населения в развитие городской среды и благоустройство», — отмечает Алена Лукьяненко.
Позитивные перспективы для образования и социальных инициатив
Проект, реализуемый при поддержке Западно-Сибирского научно-образовательного центра и студентов ТюмГУ, демонстрирует высокий потенциал для дальнейшего развития. Полученные результаты будут использованы не только при создании эффективных студенческих команд, но и в новых формах сотрудничества между вузами, компаниями и сообществами жителей. Благодаря этим исследованиям становится возможным формировать открытое и доброжелательное пространство, где каждый участник может проявить себя, предложить свои идеи и внести вклад в общее дело. Такая стратегия способствует не только успеху образовательных и инновационных проектов, но и формированию активной, целеустремлённой и сплочённой молодёжи.
Источник: naked-science.ru