Георгий Горшков открывает секреты эффективных речевых приложений вместе с Центром языка и мозга НИУ ВШЭ

Что такое афазия и почему это важно

Георгий Горшков открывает секреты эффективных речевых приложений вместе с Центром языка и мозга НИУ ВШЭ-0
Фото: naked-science.ru

Афазия — это нарушение, при котором человек частично или полностью теряет способность говорить и понимать речь из-за повреждения речевых зон мозга. К её развитию чаще всего приводят инсульты, черепно-мозговые травмы, нейродегенеративные заболевания и опухоли.

Цифровой прорыв в реабилитации

Снижая качество жизни, афазия стимулирует поиск инновационных методов восстановления. С появлением смартфонов родилось перспективное направление — "серьезные игры": специальные приложения, сочетающие игровые механики с терапевтическими задачами.

Как работают речевые тренажеры

Эти уникальные цифровые инструменты создаются не для развлечения, а для достижения конкретных реабилитационных целей. Пациенты с афазией выполняют упражнения, постепенно возвращая утраченные речевые навыки. Хотя их эффективность доказана, ключевой вопрос оставался открытым: какие функции максимально ускоряют прогресс?

Научный подход к выбору технологий

Специалисты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ проанализировали исследования мобильных и компьютерных решений для реабилитации. Учёные фокусировались на случаях, когда результаты превосходили ожидания: например, когда тренировка 100 слов улучшала произношение 150 слов или навык переносился на письменную речь.

Ключи к успешному восстановлению

В подавляющем большинстве исследований (78%) зафиксирован выраженный положительный эффект. Особенно впечатляли ситуации (44% работ), где пациенты демонстрировали навыки за пределами тренируемых функций. Анализ выявил решающие факторы успеха: автоматическая обратная связь, разнообразие заданий, длительная терапия и партнёрство с врачом, который мотивирует и корректирует программу.

Будущее реабилитационных технологий

"Наша команда активно разрабатывает инновационную игру для восстановления речи, — делится младший научный сотрудник Центра Георгий Горшков. — Полученные данные помогут создать по-настоящему увлекательный продукт с глубокой геймификацией, а не просто электронный сборник упражнений. Это повысит вовлечённость и результаты пользователей".

Исследование выполнено при поддержке правительства Москвы.

Источник: naked-science.ru

Популярные новости