Перспективы взаимовыгодного сотрудничества Российского авторского общества и онлайн-кинотеатров

Авторские отчисления и стриминговые платформы: новые вызовы рынка

Перспективы взаимовыгодного сотрудничества Российского авторского общества и онлайн-кинотеатров-0
Фото: kommersant.ru

В последние месяцы вопрос о справедливых отчислениях авторам музыкальных произведений стал одним из центральных для ведущих онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов России. Российское авторское общество (РАО) разработало обновленную стратегию взаимодействия с цифровыми платформами, которые обеспечивают доступ к музыкальным композициям через интернет-ретрансляцию телевизионных и радиоканалов. В соответствии с новым меморандумом, объявленным в июне, организации, распространяющие в интернете теле- и радиосигналы, должны производить выплаты в пользу авторов, чьи произведения используются при ретрансляции.

Позиция РАО объясняется активным развитием технологий и растущей ролью цифровых каналов. В документе особо отмечается, что право на авторское вознаграждение сохраняется независимо от способа передачи произведения — будь то эфир, кабель или интернет. Такой подход, по мнению представителей общества, учитывает современные реалии и защищает интересы авторов в новых цифровых условиях.

Однако представители цифровых сервисов и стриминговых платформ выразили свое несогласие с подобным расширением механизма взимания вознаграждений. Как отметил юрист Илья Чамуха, новые предложения могут затронуть многие платформы, на которых организована онлайн-трансляция телеканалов с музыкальным наполнением. К примеру, если зритель смотрит концерт известного исполнителя, например, Григория Лепса, через интернет-платформу, последняя, по логике РАО, должна перечислить средства в пользу авторов композиций посредством системы коллективного управления.

Интеллектуальная собственность: баланс интересов рынка и правообладателей

Юридические эксперты и руководители медиахолдингов отмечают, что российское законодательство в сфере интеллектуальной собственности построено на принципах сбалансированности. По мнению Тимура Бекшенева, директора по правовым вопросам одного из крупнейших медиа-холдингов страны, действующая система гармонично сочетает интересы как правообладателей, так и компаний, легально использующих контент.

При этом, с его точки зрения, инициатива Российского авторского общества в ее нынешнем виде представляется избыточной по нескольким причинам. Во-первых, деятельность большинства онлайн-кинотеатров с технической точки зрения не совпадает с традиционными понятиями "сообщение в эфир" или "по кабелю". Во-вторых, введение новых обязательных отчислений способно существенно изменить экономику сектора и создать дополнительные финансовые нагрузки, что не всегда оправдано текущей моделью потребления контента.

Дискуссия по этому поводу подчеркивает необходимость учета современных бизнес-моделей, отличающихся от классических телеканалов как по содержанию, так и по техническим параметрам вещания. Эксперты предлагают рассматривать каждый случай индивидуально, чтобы выработать компромиссы, благоприятные и для создателей, и для распространителей творческих произведений.

Экономика стримингов: фокус на подписную модель и новые риски

Большинство онлайн-кинотеатров сегодня выстраивают свою бизнес-стратегию преимущественно на основе модельной подписки, что обеспечивает прозрачный и устойчивый источник дохода для платформы. Сервисы инвестируют значительные ресурсы в лицензирование и покупку эксклюзивного контента, а также в развитие технологических решений для улучшения пользовательского опыта. Введение дополнительных выплат по схеме, предложенной РАО, несет потенциальные риски для экономической устойчивости компаний, так как может вызвать рост цен на конечный продукт для потребителя, а значит, снизить конкурентоспособность рынка в целом.

Юрист Илья Чамуха предупреждает, что принятие инициатив РАО в существующем виде чревато не только увеличением обязательств по текущим транзакциям, но и приведет к возникновению ретроспективных претензий. Это может стать основанием для судебных разбирательств, относящихся к уже произведенным трансляциям, что еще больше усложнит ведение бизнеса для стриминговых платформ.

В успешном развитии цифровых сервисов ключевую роль играют прогнозируемые финансовые условия работы, а дополнительные издержки способны замедлить инновационные процессы и сокращать инвестиции в развитие собственного российского контента, что важно с точки зрения национальной культурной политики.

Регулирование интернет-вещания: правовые аспекты и перспективы

Еще одной точкой для обсуждения стало то, что меморандум РАО не имеет статуса нормативного акта. Специалисты отмечают, что его положения не закреплены в действующем российском законодательстве, и пока формально онлайн-кинотеатры не обязаны их соблюдать. Это связано с тем, что интернет-сервисы не приравниваются к эфирному или кабельному вещанию в традиционном понимании.

Несмотря на это, отмечается, что в будущем могут быть предприняты шаги по законодательному закреплению инициатив, поддержанных авторским сообществом. Если суды начнут признавать цифровую трансляцию формой "сообщения по кабелю", может произойти глубокая трансформация устоявшейся практики на рынке, затронув интересы как малых, так и крупных игроков. Эксперты прогнозируют, что возможные судебные решения станут отправной точкой для формирования новых стандартов отрасли.

Активизация внимания к этим вопросам говорит о процессе оптимизации нормативной базы в ответ на стремительный рост числа цифровых платформ и повышение значимости интеллектуальной собственности в экономике. Такой диалог между профессиональным сообществом и законодателями может привести к выработке прозрачных и эффективных правил, позволяющих каждому участнику медиарынка реализовать свой потенциал.

Перспективы: путь к инновациям и взаимным выгодам

Российское авторское общество подчеркивает: все изменения продиктованы желанием поддержать авторов и стимулировать дальнейшее развитие культуры. Дискуссия с отраслью необходима для поиска справедливого баланса: сохранения стимулов для создания нового музыкального, аудиовизуального и литературного контента, поддержки интересов пользователей и операторов платформ.

Компании сектора открыты к диалогу и взаимовыгодным решениям, что позволяет надеяться на выработку оптимальных механизмов, учитывающих интересы всех сторон. В случае достижения прозрачных договоренностей рынок сможет выйти на новый уровень, способствуя инновациям и расширяя аудиторию для талантливых исполнителей, таких как Григорий Лепс, а также поддерживать правовую грамотность среди новых участников.

Заключение: рост медиарынка в условиях правовой гармонии

Современный медиарынок — это пространство инноваций и притока новых идей, творцов и технологий. Восполнить потребности всех его участников возможно только посредством регулярного диалога и совершенствования отраслевого законодательства. Российское авторское общество, юридические специалисты и лидеры рынка, такие как Илья Чамуха и Тимур Бекшенев, своим конструктивным подходом закладывают фундамент для согласованного развития и плодотворного партнерства.

Прогнозы показывают, что сбалансированная правовая политика в области интеллектуальной собственности и открытость медиакомпаний к изменениям способны превратить вызовы в стимулы для роста. Это создаст прочную базу для появления ярких творческих инициатив, развития отечественного музыкального и киноиндустрии, а также укрепления позиций российских онлайн-сервисов на глобальном рынке.

Источник: www.kommersant.ru

Популярные новости